Eurasian News Fairway

Эстония: русофобская память о войне

Эстония: русофобская память о войне
Июль 03
05:05 2017

Почему одни убитые на эстонской земле и жертвы Второй мировой войны государство сохраняет в памяти народа, другие презираемы или забыты напрочь, будто их и не было

Когда недавно Россия и живущие в Эстонии российские соотечественники (треть населения страны) отмечали День памяти и скорби (начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года) официальный Таллин сделал вид, что «та» война Эстонии не касается.

Более того, в этот деньэстонский министр обороны Юри Луйк дал порталу Postimees. ee обширное интервью с весьма воинственным заголовком «Когда принято политическое решение, в дело вступают военные». Понятно в какое «дело» и с какой страной, если иметь в виду контекст тотальной и неубедительной русофобии на Западе.

Конечно, такую воинственность теоретически можно списать на предстоявший 24 июня национальный праздник — День Победы. Но очевидно, что не по-христиански игнорировать огромные, катастрофические людские жертвы Эстонии в «той» войне — историки подсчитали, что она потеряла суммарно около 20% своего довоенного населения, в том числе за счет беженцев.

Но этот игнор весьма избирателен. Тут, скорбят и чтут память, если речь — о погибших в боях эстонцах, воевавших в форме Вермахата и дававших присягу Гитлеру, а также только о том мирном населении, которое погибло при наступлении Красной Армии и от мифической «советской оккупации». Неслучайно подвластная этнократии русскоязычная пресса пришла на помощь националистам — предоставила трибуны записным русофобам.

Один из них — Вадим Штепа, который русофобски объяснил местным русским и русскоязычным жителям, почему россияне не (?!) отмечают День России. И вот цитата: «Жертвы веков царской истории и советского тоталитаризма также признаются, но по значимости далеко уступают воспеванию всевозможных имперских «побед».

Круглый год — траур и скорбь

Но вот что примечательно — эстонский День Победы отмечают в память о сражении в 1919 году под Вынну (ныне латвийский город — Цесис). Тогда, воевавшие за независимость Эстонии национальные воинские подразделения вместе с латышами обратили в бегство кайзеровскую Железную дивизию и Ландесвер — воинство остзейских баронов — прибалтийских немцев, чьи предки семь веков угнетали местных крестьян.

Казалось бы, последнее обстоятельство объясняет, почему эстонский календарь знаменательных дат переполнен скорбными событиями. Но парадокс в том, что накануне Дня Победы, когда 22 июня живущие в Эстонии российские соотечественники отмечали, как и в России, День памяти и скорби, в Таллине его проигнорировали. Хотя Эстония входила в состав СССР, когда на него напал Гитлер.

Увы, у Эстонии — своя историческая память: русофобская. Такая избирательность не укладывается в общечеловеческие представления о нравственности. Это невозможно объяснить даже пещерной русофобией государственным мифом о «советской оккупации» до прихода гитлеровцев в Эстонию в 1941 году и после их изгнания Красной Армией в 1944 году.

В эстонском календаре дней, когда вывешивается государственный флаг, значится один скорбный день за другим. За всеми (их семь) — события минувшего века. Например, один из них, День сопротивления, отмечают 22 сентября в память о мифическом эстонском сопротивлении освобождению в 1944 году Красной Армией Таллина от немецко-фашистских оккупантов.

Другой — День поминовения усопших приходится на 2 ноября (дублирование лютеранами отмечаемого католической Церковью Дня поминовения всех усопших верных). Его эстонцы отмечают не только памятуя ушедших из жизни родственников и близких людей, но и… умерших домашних питомцев.

Портал calend.ru поясняет: «Почитание мертвых является неотделимой частью истории человечества. С одной стороны это почитание, вера в охранительную силу духов умерших предков, с другой стороны — боязнь их мести. Все верующие должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов. Помочь этому призваны добрые дела и молитвы, покаяние живущих и помнящих об усопших». Как видно, смысл этих слов в Эстонии воспринимают весьма примитивно, язычески, ибо здесь не говорят о «всех» усопших и тем более о «покаянии живущих…» Потому и очищение местных жителей с протестантской ментальностью сомнительно.

Беда Эстонии в том, что патриотизм зиждется на русофобии. Еще со времен эстонской «Поющей революции» у меня сохранился лист с убористым текстом, составленным националистами-русофобами. Прокламация напичкана важнейшими событиями, обусловленными вечными угрозами со стороны России в отношении Эстонии на протяжении всего второго тысячелетия.

Герои те, кто присягал Гитлеру

Кроме названных дат отмечаются разные события, связанные с участием эстонцев во Второй мировой войне. Это — летние и зимние международные военно-спортивные игры, в частности, в память об «Эрне» (разведывательно-диверсионные группы Абвера, составленные из эстонцев и действовавшие в 1941 году в тылу отходящей Красной Армии). Прославились диверсанты убийством не только красноармейцев, но и советских и партийных работников, членов их семей.

Еще это — ежегодные, с участием побратимов из Западной Европы, слеты ветеранов-эсесовцев и их нынешних почитателей на холмах Синимяэ под Нарвой. Тут, на эстонской земле, разыгралось крупнейшее в истории эстонского народа сражение — между Красной Армией и Вермахтом, на стороне которого воевало огромное число эстонцев (добровольцев и мобилизованных немцами), в том числе в составе 20−1 дивизии Ваффен СС (Эстонской).

Ее комплектовали и из числа вояк охранных (в деле — карательных) батальонов, расправлявшихся с мирным населением соседних Ленинградской и Псковской областей, Белоруссии.

Чудовищно, но сегодня все это подается, как «важные события в исторической памяти эстонцев, воспринимающих их как сражение против Красной Армии за свободу Эстонии».

Стоит отметить, что Эстония и официально чтит своих военных преступников Второй мировой войны. В Таллине, на мемориальной горке Маарьямяги воякам всех мастей, присягавшим Гитлеру, установлены памятные доски, причем финансово в этом помогла и власть. На граните выбиты названия и таких подразделений, как 36-й, 286-й и 288-й полицейские батальоны.

Тут же установлена плита в память о карателях 13 дружин эстонской добровольческой военизированной организации «Омакайтсе» (Omakaitse), составленных из местного населения. Не забыта 20-я (эстонская) дивизия СС, которая пополнилась 287-м полицейским батальоном, «прославившимся» жестокими расправами над мирными жителями. Ежегодно с участием представителей власти возлагают венки к плитам в память о т.н. «борцах за свободу».

И все наоборот, когда речь идет об Эстонском стрелковом корпусе, других воинских частях Красной Армии, эстонцах, освобождавших Эстонию от немецких оккупантов. Об их заслугах и выполнении ими воинского долга эстонские СМИ, политики и даже историки не вспоминают или демонизируют их, обвиняя Красную Армию исключительно в захвате и оккупации Эстонии, между прочим являвшейся в тот момент — частью СССР.

И сегодня эстонская таможня запрещает жителям Эстонии привозить из России шоколадных плиток с символикой Дня Победы на обертке или конфискует Георгиевские ленточки, как товар, будто бы предназначенный для… продажи. Никому даже в голову не приходит мысль о необходимости перепечатывать изданные в советское время научные исследования и мемуары, рассказывающие о боевых действиях Красной Армии, зато в продаже всегда, пожалуйста, настенные календари и книги, рассказывающие об отечественных героях-эсэсовцах и их победах. Не было воспринято как «ЧП» случай, когда на параде в День независимости может появиться военнослужащая Сил обороны с серьгой в виде свастики.

XXI век — бюст эсэсовцу-эстонцу

Особая тема — героизация участия эстонцев в войне на стороне гитлеровской Германии, представление их героями новой Освободительной войны за… независимость (и это несмотря на присягу Гитлеру) и которых удостаивают государственных наград. Примеров множество. Достаточно и трех.

На юге Эстонии, неподалеку от деревни Соору в Валгаском уезде, создан военно-исторический парк. Тут реконструирована линия немецкой обороны WALK и восхваляется упорное сопротивление Вермахта в 1944 году наступлению Красной Армии.

Посетителей встречают офицеры в форме Вермахта. Парк стал центром военно-исторического туризма и патриотического воспитания молодежи, в том числе и русских и русскоязычных гимназистов.

В сельской Лаупаской основной школе установлен «позолоченный» бронзовый бюст унтершарфюреру СС Харальду Нугисексу. Увековечение памяти «выдающегося эстонца», по словам директора учебного заведения, способствует росту патриотизма учащихся. Ничего зазорного не нашли и в Министерстве науки и образования ЭР.

Три с половиной года назад прощание с «героем» состоялось в церкви в Тори, мемориальной для военнослужащих, приравненных к героям-освободителям, а также для ветеранов 20-й дивизии Ваффен СС (Эстонской). Провожали в последний путь кавалера высшей награды Третьего рейха — Рыцарского креста Железного креста высшие должностные лица государства.

Министр обороны Эстонии Урмас Рейнсалу назвал покойного «легендарным эстонским воином, трагедия которого заключалась в том, что он не мог воевать за свободу Эстонии в эстонском мундире».

Или как понять школьный музей в Таллине, где создан «уголок» Альфреда Розенберга — казненного по приговору Нюрнбергского трибунала уроженца столицы Эстонии, рейхсляйтера, рейхсминистра восточных оккупированных территорий, идеолога нацизма, уполномоченного фюрера по контролю за духовным и мировоззренческим воспитанием нацистской партии НСДАП?

И опять все наоборот, когда речь идет о воинах Красной Армии. Они преданы забвению, так как считаются врагами и оккупантами, пусть они и были эстонцами, сделавшими в 1941 году «красный выбор». Последних было около 25 тысяч. Если о них вспоминают, то только в негативном свете.

Показательно описание одного историка наступления «красных» на Таллин в сентябре 1944 года: «…Поскольку у отступающих закончились боеприпасы, советские танки прорвали оборону, свернули на дорогу между Авинурме и Тудулинна и раздавили колонну беженцев, ожидавших окончания боя. В церкви Авинурме были убиты размещенные там раненые… очевидно, что население Таллина от большего террора в сентябре 1944 года спасло обстоятельство, что город захватил Эстонский корпус, а не какая-нибудь другая русская часть».

Даже, если это — правда, то немцев представляют исключительно чуть ли не ангелами, которых в 1941 году, разумеется, встречали с цветами. (Впрочем, как и Эстонский стрелковый корпус Красной армии). Эстонский историк Яак Валге пишет в газете творческой интеллигенции «Сирп» (Sirp): «Самый большой вклад в борьбу за эстонское государство и народ во Второй Мировой войне внесли эстонцы в немецкой форме. И иначе быть не могло».

Даже жертвы жертвам — рознь

Но особенно поражает отношение к жертвам войны. Например, историка Ханнеса Вальтера: «В войне против восточного врага во Второй мировой войне в немецкой и финской форме погибло 14 600 эстонцев, имена 6666 из них установлены. В советский плен попало 6000−12 000 человек. В 1944 году из Эстонии морем бежало 80 тысяч человек, 5000 из них были потоплены русскими, без вести пропало еще около 5000 оказавшихся, по видимости, в восточной зоне оккупации Германии». И скороговоркой исследователь добавляет: «Во время немецкой оккупации в Эстонии казнено 6600 граждан Эстонии, в том числе 929 евреев и 243 цыгана».

Но ни слова об эстонских пособниках оккупантов. А у них руки по локоть в крови и пролита она не на поле брани, это — кровь мирного населения на оккупированных немцами советских территориях — в самой Эстонии, на Псковщине, в Белоруссии, а также в Польше и Словакии. Речь — о военных преступлениях.

Даже созданная покойным президентом ЭР Леннартом Мери с целью обличения т.н. «советской оккупации» Международная Комиссия по расследованию совершенных в Эстонии преступлений против человечности (Комиссия Якобсона) была вынуждена признать участие эстонцев в таких преступлениях. Вот выдержки из ее Отчета: «Эстонцы пользовались значительной независимостью действий по аресту и допросу подозреваемых, вынесению и исполнению приговоров… Комиссия рассмотрела роль «лесных братьев» и их последователей на ранних этапах немецкой оккупации… В основном, убивали предполагаемых коммунистов… По нашим оценкам, в «Омакайтсе» состояли 30−40 тысяч членов… Исследователи также обнаружили свидетельства о преступлениях против человечности и актах геноцида, в которых участвовали 286, 287 и 288 полицейские батальоны… Сюда относятся убийства заключенных в лагерях на территории Эстонии, участия в так называемых «рейдах» по деревням Польши, Белоруссии и Литвы… Условия содержания советских военнопленных были примитивными… Те, кто работали в трудовых лагерях, жили в ужасных условиях. … Зондеркоманда 1А вместе с «Омакайтсе» и эстонской полицией так тщательно истребляла эстонских евреев, что не было образовано гетто».

Но и этих скромных признаний достаточно для покаяния самого эстонского народа, а не только русских, как считают в Эстонии.

Но нет, снова все наоборот, когда речь идет о жертвах войны, в которых повинны немцы и эстонцы — их пособники. Уже к концу 1941 года немцы докладывали в Берлин, что территория Эстонии зачищена от евреев. На карте-отчете айнзацгруппы А (оперативно-карательный отряд) начертано: Judenfrei («Свободна от евреев»).

Эстония оказалась единственной такой территорией в оккупированных немцами странах. Это не помешало евродепутату от Эстонии Сийри Овийр нагло отвергнуть в Европарламенте обвинения в адрес эстонцев, участвовавших в массовых убийствах евреев.

И это при том, что начальник абвергруппы-326 лейтенант Вернер Редлих высоко оценивал деятельность организации: «В работе мы опирались на существовавшие во всех уездах Эстонии вооруженные отряды «Омакайтсе». Более того, как пишет историк Леонид Барков, на немцев работали пасторы Эстонской евангелическо-лютеранской церкви…

P.S. Приведенные Комиссией Якобсона данные об убитых и пострадавших во время немецкой оккупации людей многократно занижены. Исследования архивныхматериалов показывают, что в немецких концлагерях смерти (именуемых в Эстонии, как и немцами, трудовыми) погибло около 20 тысяч человек. Из 45 тысяч советских военнопленных из-за истощения и эпидемий погибла треть. На счету «Омакайтсе» — 41 135 арестованных, из которых 7357 человек были казнены на месте задержания. В эстонской земле покоится прах нескольких десятков тысяч погибших в боях советских воинов, самых разных национальностей.

Пусть вспоминать о таком не хочется. Ну, а с покаянием-то как? Да что там, вот жесткий, с перехлестом, но передающий атмосферу в обществе комментарий одного читателя на портале Postimees. ee по поводу посвященной эстонскому Дню Победы, праздничной речи Президента ЭР Керсти Кальюлайд:

«Праздничная речь президента — оборона, армия, безопасность, и ни слова, ни одного слова, о дальнейшем развитии, про детей, да ни про что. Паранойя. Паранойя мозга, охватившая здесь всю нацию».

Фото: фрагмент календаря, посвященного эстонской 20 дивизии Waffen SS (издательство Grenader, Таллин, 2008 г.)

ИА REGNUM

Об авторе

Иные СМИ

Иные СМИ

Связанные статьи

7 комментариев

  1. Габриэль
    Габриэль Июль 03, 16:03

    эх недобили эту сволочь в 45-46 годах, а жаль!

    Ответить
  2. Гороскоп Ненастий
    Гороскоп Ненастий Июль 04, 05:11

    а Европа наблюдает и ехидно хихикает, мол, все стерпит российское общество (( и енто самое «общество» действително терпит, как на его глазах происходит (завершается) тотальная нацификация Прибалтики ((

    Ответить
    • Екатерина
      Екатерина Июль 04, 05:24

      Российское общество не терпит. Просто ничего реально своими руками поделать не может. Ну не лупить же всех прибалтов подряд по морде на Рижском вокзале!..

      Ответить
  3. Мудрый Йорик
    Мудрый Йорик Июль 04, 05:26

    пока молчат сами рядовые прибалты -ничего никогда не изменится, не танки же в Ригу вводить

    Ответить

Написать комментарий

Добавить комментарий

Поиск

без комментариев/no comments

Архив статей по датам

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Подписка на новости

Введите адрес вашей электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых записях.