Eurasian News Fairway

О русской геральдике (продолжение)

О русской геральдике (продолжение)
Август 27
12:00 2004

Самые ранние гербовые эмблемы, дошедшие до нашего времени, мы видим на Печати Ивана IV Грозного. Появление этой печати было вызвано исторической необходимостью, где государственная печать (двуглавый орел), окруженная гербами земель, княжеств и городов русских, утверждает власть Московского ца-ря.

Большая Государственная Печать находилась у специального служителя, который именовался «печатник». В печатники избирались лица «изведанные правотою и разумом», обладавшие личным доверием царя. В документе XVII о царском дворе, придворных чинах упомянуто, что «печать большую держим, кому государь пожалует велит». Печатники часто выполняли дипломатические функ-ции и были наделены большими полномочиями и, как правило, они заведовали посольскими делами. Известны фамилии печатников времен правления Ивана IV, которые пользовались Государственной Печатью — Иван Висковатов, Роман Ол-ферьев и особо хотелось бы отметить двух братьев Андрея и Василия Яковлевичей � елкановых.

Думный дьяк Андрей � елканов неоднократно умело отстаивал честь Русского государства при заключении договоров с Данией и Литвой. Он нажил себе врагов в лице английских дипломатов тем, что выступал против больших торговых привилегий, дарованных Иваном IV английским купцам, прекрасно понимая, что это подрывает развитие русской торговли с другими странами. Но несмотря на все попытки англичан опорочить верного Андрея � елконова, царь Иван IV уважал его за способности и преданность государю и государству и даровал ему титул ближнего дьяка. Возможно именно Андрей � елканов приложил печать на договорную грамоту со Швецией, на оттиске котором впервые увидели изображение «Печати пермской», а на ней изображение медведя.

Детально об изображении Печати мы будем говорить ниже. Но несколько слов о древних гербовых эмблемах на печати. Так, на псковской эмблеме изображен барс, которого мы можем увидеть и на псковской печати XIII века, т.е. на городской печати Пскова, древность существования которой подтверждают и летописные источники. Лакиер пишет об эмблемах на русских городских печатях: «Они так древни, что начало их необъяснимо».

Желающих убедиться в правдивости слов А.Лакиера предлагаем прочитать его книгу.

В эпоху становления Московского централизованного государства, когда происходило историческое обособление гербовых земельных эмблем из родо-племенных знаков, местных преданий и легенд или мифических образов, князья и бояре, военнослужилое сословие не противопоставляли себя простому народу в той резкой форме, как это было в то же время на Западе. Культура была единой. Возможно, это была одна из основных причин отсутствия в России замков-крепостей князей и служивого сословия (которые по сути те же рыцари) было именно культурное единение общества. И поэтому отсутствие схожести с западным рыцарством не есть признак отсталости, а наборот.

Русские земельные гербы произошли от древнейших эмблем и знаков, корни которых теряются в веках. Доказательством этому служит и само слово «герб» — славянского происхождения и буквально означает «наследство». Наследие предков, память предков, которая бережливо сохранялась и строго оберегалась от чужеземцев.

В Западной Европе гербы, как отличительный знак, появились в эпоху средневекового рыцарства и буквально обозначают оружие, например, французское слово Armez или немецкое Wappen.

Исторически сложилось так, что гербовые эмблемы носили понятия нравственных категорий, которые точно определялись человеком — мужество, трусость, верность, находчивость, порядочность, честность и т.д. И в тоже время они могли отражать конкретные исторические и историко-географические объекты -области, земли, города.

Но не надо путать абстрактное понятие символа и реальное изображение гербовой эмблемы.

Эмблемы-изображения специальных фигур и предметов. Это может быть изображение любого живого существа, искусственного предмета, любого сказочного (мифического) существа, в отношении которых сложилась историческая традиция насчет формы или вида их изображения. Всякая эмблема несет в себе идею, нарисованную идею, в которую заложена историчность понимания, принятая на данной географической земле, например Перми Великой.

Попытаемся объяснить историчность эмблемы Перми Великой, гербовой фигуры медведя как результат историко-социальной деятельности наших предков.

Появившееся в конце XX века серьезное, вдумчивое отношение к русской мифологии говорит о том, что миф был и остается первоначальной формой духовного мир человека. Мифологическое мышление характеризует неразрывную связь человека с животным миром и, в целом, окружающей природой. Сотворение мифов было и остается выражением образно-поэтического отражения состояния данного сообщества, его миропонимания своей эпохи.

Появление земельных эмблем просматривается на Руси с глубокой древности. Это были личные, семейные родовые, племенные отличительные знаки, которые, в том числе, являлись знаками, обозначающими территорию. Издревле в народе было принято простейшими знаками — точками, черточками, зарубками — метить коров и лошадей, пчелиные улья-борты, гончарную посуду, охотники — добытую пушнину и т.д.

Постепенно простейшие знаки усложнялись, менялся их смысл, многие из них стали эмблемами княжеского рода, владеющего определенной территорией, стало быть — и эмблемой этой территории. Такие же изменения происходили со знаками общинными, которые превращались в эмблемы сел и городов, где проживали члены данной общины. Естественно менялся и облик рисунка эмблемы. Они, усложняясь, приобретали художественную выразительность, обогащенную определенным смысловым значением.

Часто стали использоваться изображения животных, порой и мифических. Родовые изображения животных, например медведь из рода медведя, переходили от поколения к поколению. И, как случилось с пермским медведем, от родовой эмблемы он стал эмблемой Перми Великой, занимавшей огромную территорию.

Древняя мифология Пермской земли является своеобразной проекцией социальной структуры племен, их мировоззрения. Особое место в древних мифах занимал медведь. Именно этому животному, хозяину тайги, жители древней Пермской Земли уделяли особое почтение.

Многочисленные изображения медведя в виде медных пластин, найденные археологами при раскопках древних погребений, поселений и так называемых костищ, наталкивают на мысль, что это ритуальные изображения а, возможно, образ этого могучего зверя был в те далекие времена персонифицирован, как бог. О поклонении медведю говорят и жертвенные погребения частей медвежьего тела (чаще головы, лапы), которые часто встречаются в могильниках древних людей. С далеких времен человек постоянно встречаясь с медведем, наделил его особыми качествами предусмотрительности и силы.

Пермский историк Н.Н.Новокрещенных, производивший раскопки Гляденовского костища пишет: "В Гляденовском костище найдено 19 экземпляров бронзовых изображений медведя, но, кроме того, найдена в пепле масса необоженных медвежьих клыков очень крупных размеров, причем некоторые из них имели отверстие, из чего ясно видно, что они носились как подвески11.

Среди обнаруженных изображений медведя разных типов мы видим лежащих, стоящих на четырех лапах и сидящих медведей. Прорезные фигурки медведей в профиль обнаружены близ селений Подбобыка, Федорове, Гусево, Филатове, поселков Ильинский, Добрянка, Кын.

Местные придания о медведе получают историческую окраску и устанавливается культ этого могучего зверя на обширной территории Перми Великой. С возникновением земельных центров образ медведя занял естественно место на гербовом изображении Земли Пермской. Таким образом, появление гербовой эмблемы «Пермская» с изображением медведя на Большой Государственной печати Ивана IV явилось закономерным процессом.

Изображение Печати было опубликовано в 1880 году в книге «Снимки древних русских печатей». К сожалению, сама Большая Государственная печать XVI века не сохранилась, и исследователи пользуются изображениями ее на сургучных оттисках приклепленных к грамотам мирных договоров заключенных между Россией и Швецией, но, к сожалению грамоты находятся в Стокгольме.

Есть еще один оттиск Печати на письма Лжедмитрия I польскому шляхтичу Мнишеку, которое датировано 5 ноября 1605 года, и написано на польском языке. В «Собрании Государственных Грамот и Договоров» приводится прорисовка указанной Печати, «сама печать же приложена красная восковая, под кустодиею…». В центре печати был изображен всадник с копьем, убивающий дракона, именуемый в геральдике «ездец». Официально всадник с копьем стал именоваться Георгием только в царствование Анны Ивановны. Изображение «ездеца» находилось в центре двуглавого орла. Вокруг орла помещались печати царств и княжеств, вошедших в состав Московского царства. На лицевой стороне печати надпись гласит: «Божию милостию царь и великий князь Иван Васильевич, господарь всея Руси — Володимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский».

Изображение надписи «Печать Пермская» выполнена по кругу, в центре которого изображен стоящий молодой медведь. Правда, некоторые исследователи увидели в изображении фигуру «лисы», не обратив внимание на массивность и мощность тела фигуры с коротким хвостом, в отличие от легкой, изящной и длиннохвостой лисы. Впрочем следующее, дошедшее до нас, историческое изображение Пермского медведя на пелене (завесе), шитой серебром, находившейся на спинке золоченого трона царя Михаила Федоровича Романова не вызывает ни у кого сомнения, что изображен медведь. Геральдические эмблемы княжеств и царств России (всего 12 гербов) богато украшены жемчугом — это одно из уникальных творений русского декоративно-прикладного искусства XVII века.

(продолжение следует)

Об авторе

writer

writer

Связанные статьи

0 комментариев

Комментариев пока нет!

Здесь нет комментариев, вы хотите добавить?

Написать комментарий

Написать комментарий

Добавить комментарий

Поиск

без комментариев/no comments

Архив статей по датам

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Подписка на новости

Введите адрес вашей электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых записях.